Физическое развитие ребенка по месяцам
![Физическое развитие ребенка по месяцам Физическое развитие ребенка по месяцам](/new/f/img/pixel.png)
Развитие ребенка первого года жизни подразделяется на физическое и нервно-психическое. Физическое развитие (ФР) и нервно-психическое развитие (НПР) ребенка рассматривается как интегральный показатель его здоровья. ФР и НПР Вашего малыша специалист оценивает в день грудного ребенка, ежемесячно, в возрасте от 0 до 1 года, затем 1 раз в 2 месяца — в возрасте до 2-х лет и ежеквартально в возрасте до 3-х лет.
Поговорим об основных фактах о развитии малыша с рождения до года. Так, нормальный рост является одним из главных признаков здоровья грудного ребенка. Специалисты оценивают вес детей по возрасту в соответствии с нормами роста и массы тела, которые были разработаны ВОЗ. Новые нормы роста, представленные в виде графиков, были опубликованы ВОЗ в 2006 году и стали доступны специалистам и всем лицам, осуществляющим уход за детьми. Графики роста детей до года показывают, что дети в любом регионе мира при наличии правильной практики кормления, надлежащего ухода за их здоровьем и безопасной окружающей среды способны достичь одинакового уровня роста, массы тела и общего развития. На сайте ВОЗ и нашем сайте прибавки массы и роста малыша представлены для Вашего удобства в виде таблиц по возрастам и полу.
![Динамика прибавки роста и массы Динамика прибавки роста и массы](/static/f/article/332/img/icon-1.png)
Как оценивать развитие ребенка по таблицам.
Прежде всего специалист смотрит, чтобы параметры развития новорожденного малыша по месяцам не выходили за пределы средних значений — это так называемая «золотая середина», абсолютно нормально, если Ваш малыш имеет параметры массы и роста в пределах т.н. «выше среднего» и «ниже среднего», что касается «низких» и «высоких» значений, то для таких малышей важно, чтобы все остальные «навыки и умения» соответствовали возрасту, в этом случае конкретные цифры массы и роста являются его индивидуальной особенностью.
![Нормы развития ребенка до года Нормы развития ребенка до года](/static/f/article/332/img/img-1.png)
Конечно, возможны ситуации, когда может потребоваться помощь специалиста, но у практически здорового малыша такие ситуации крайне редки.
![развитие малыша с рождения до года развитие малыша с рождения до года](/static/f/article/332/img/icon-2.png)
На сайте ВОЗ, в мобильных приложениях динамика прибавки роста им массы представлена графически. Такие графики набора веса и роста могут быть вложены для удобства в амбулаторную карту ребенка или его историю болезни. Кроме графического отражения параметров развития малыша эксперты ВОЗ представили таблицы, в которых отражены показатели роста и веса по месяцам, и они также могут использоваться для оценки физического развития малыша.
Почему стали неактуальными прежние нормы развития ребенка до года, и родители очень часто говорят о том, что рост и масса их малыша «не соответствуют никаким нормам»?
Дело в том, что существовавшие ранее показатели веса грудного ребенка по месяцам были разработаны на основании данных о физическом развитии большого количества детей, которые имели разные варианты вскармливания. А эксперты ВОЗ для разработки новых норм роста инициировали крупномасштабное исследование, включив в него детей, находящихся в своего рода «идеальных» условиях, и получили эталонные показатели физического развития детей. Как известно, темпы роста напрямую зависят от практики вскармливания.
![Как оценивать развитие ребенка по таблицам](/static/f/article/332/img/img-2.png)
Показатели психомоторного развития детей до года также были разработаны достаточно давно, но до сих пор остаются актуальными, этапы НПР и системы развития ребенка представлены в таблицах с учетом основных эпикризных сроков, т.е. условных возрастных точек в 3, 6, 9, 12 месяцев, когда доктор оценивает основные параметры развития малыша. На сегодняшний день доказано, что психическое развитие и эмоциональное развитие ребенка напрямую зависит от влияния наследственности и окружающей среды. В частности, наследственность программирует потенциал ребенка, а окружающая среда, то есть семья, влияет на то, как этот потенциал будет реализован. Это означает, что те показатели, которые Вы видите в таблице Ваш малыш реализует в том случае, если с ним постоянно заниматься, разговаривать, соблюдать режим дня грудничка, не использовать гаджеты.
А формирование навыков и умений, развитие речи, все, что отражено в календаре развития ребенка, безусловно, напрямую будет зависеть от активности родителей.
Дети до года развитие по месяцам в основные эпикризные сроки
Календарь развития ребенка в 3 месяца
Нормы для мальчика
Рост (см) | Вес (кг) | |
---|---|---|
Низкий | Ниже 59,0 | Ниже 5,5 |
Ниже среднего | 59,0-60,1 | 5,5-5,9 |
Средний | 60,2-63,0 | 6,0-6,9 |
Выше среднего | 63,1-64,2 | 7,0-7,5 |
Высокий | Выше 64,2 | Выше 7,5 |
Нормы для девочки
Рост (см) | Вес (кг) | |
---|---|---|
Низкий | Ниже 57,3 | Ниже 5,0 |
Ниже среднего | 57,3-58,4 | 5,0-5,3 |
Средний | 58,5-61,3 | 5,4-6,4 |
Выше среднего | 61,4-62,7 | 6,5-6,9 |
Высокий | Выше 62,7 | Выше 6,9 |
Моторное и нервно-психическое развитие ребенка 3 месяцев
Зрительные реакции | Фиксирует взгляд на лице взрослого, игрушке |
Слуховые реакции | Ищет глазами издающего звуки |
Эмоции | Комплекс оживления: в ответ на общение проявляет радость улыбкой, движениями рук, звуками |
Общие движения | Удерживает голову в вертикальном положении, при поддержке подмышки крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах |
Движения рук | Случайно наталкивается руками на игрушки, висящие над грудью на расстоянии около 10-15 см |
Развитие активной речи | Произносит отдельные звуки |
Навыки | Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и высоко подняв голову |
Календарь развития ребенка в 6 месяцев
Нормы для мальчика
Рост (см) | Вес (кг) | |
---|---|---|
Низкий | 61,2-63,3 | 5,7-6,3 |
Ниже среднего | 63,3-65,5 | 6,3-7,1 |
Средний | 65,5-69,8 | 7,1-8,9 |
Выше среднего | 69,8-71,9 | 8,9-9,9 |
Высокий | 71,9-74,1 | 9,9-11,0 |
Нормы для девочки
Рост (см) | Вес (кг) | |
---|---|---|
Низкий | 58,9-61,2 | 5,1-5,7 |
Ниже среднего | 61,2-63,5 | 5,7-6,5 |
Средний | 63,5-68 | 6,5-8,3 |
Выше среднего | 68-70,3 | 8,3-9,4 |
Высокий | 70,3-72,5 | 9,4-10,6 |
Норма развития ребенка в 6 месяцев
Зрительные реакции | Отличает своих людей от чужих. Начинает различать цвета |
Слуховые реакции | Хорошо различает тон голоса, с которым к нему обращаются |
Эмоции | Громко смеется |
Общие движения | Поворачивается с живота на спину. Осваивает ползание и может подползти к игрушке. Учится сидеть без поддержки |
Движения рук | Свободно берет игрушки в руки из разных положений. Перекладывает предметы из одной руки в другую |
Развитие активной речи | Свободно берет игрушки в руки из разных положений. Перекладывает предметы из одной руки в другую |
Навыки | Берет пищу губами с ложки для кормления |
Календарь развития ребенка в 9 месяцев
Нормы для мальчика
Рост (см) | Вес (кг) | |
---|---|---|
Низкий | Ниже 69,2 | Ниже 7,8 |
Ниже среднего | 69,2-70,4 | 7,8-8,2 |
Средний | 70,5-73,5 | 8,3-9,6 |
Выше среднего | 73,6-74,9 | 9,7-10,3 |
Высокий | Выше 74,9 | Выше 10,3 |
Нормы для девочки
Рост (см) | Вес (кг) | |
---|---|---|
Низкий | Ниже 67,1 | Ниже 7,1 |
Ниже среднего | 67,1-68,6 | 7,1-7,5 |
Средний | 68,5-71,8 | 7,6-8,9 |
Выше среднего | 71,9-73,3 | 9,0-9,7 |
Высокий | Выше 73,3 | Выше 9,7 |
Норма развития ребенка в 9 месяцев
Зрительные реакции | Узнает знакомые лица |
Слуховые реакции | Совершает плясовые движения под плясовую музыку |
Эмоции | Подражает действиям другого |
Общие движения | Переходит от предмета к предмету слегка придерживаясь за них |
Движения руки / Действия с предметами | Действует с предметами по-разному в зависимости от их свойств (катает, передвигает и т.д.) |
Понимаемая речь | На вопрос «где» находит предметы, знает их местоположение. Знает свое имя. Откликается на зов |
Развитие активной речи | Подражает взрослому, произносит слоги, которые уже находятся в его лепете |
Навыки | Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками. Спокойно относится к высаживанию на горшок |
Календарь развития ребенка в 12 месяцев
Нормы для мальчика
Рост (см) | Вес (кг) | |
---|---|---|
Низкий | Ниже 67 | Ниже 7,0 |
Ниже среднего | 67-70 | 7,0-7,8 |
Средний | 71-80 | 8,0-12,0 |
Выше среднего | 81-83 | 12,1-13,2 |
Высокий | Выше 83 | Выше 13,2 |
Нормы для девочки
Рост (см) | Вес (кг) | |
---|---|---|
Низкий | Ниже 66 | Ниже 6,2 |
Ниже среднего | 66-68 | 6,2-6,9 |
Средний | 69-78 | 7,0-11,0 |
Выше среднего | 779-82 | 11,1-13,1 |
Высокий | Выше 82 | Выше 13,1 |
Норма развития ребенка в 12 месяцев
Зрительные реакции | Узнает знакомые лица |
Эмоции и социальное поведение | Протягивает игрушку другому ребенку и сопровождает это смехом или лепетом, ищет игрушку или предмет, спрятанный другим ребенком |
Движения руки / Действия с предметами | Выполняет самостоятельно разученные действия с игрушками: катает, водит, кормит. Переносит разученные действия с предметом на другой |
Общие движения | Ходит самостоятельно (без опоры) |
Понимаемая речь | Понимает без показа названия предметов, действий, имена взрослых, выполняет поручения: «принеси», «найди», «отдай», «положи на место», понимает слово «нельзя» |
Развитие активной речи | Легко подражает новым слогам, произносит 5-10 облегченных слов |
Навыки | Самостоятельно пьет из чашки, держит чашку, пьет и ставит чашку |
Таким образом, мы с Вами видим динамику физического развития Вашего малыша до года и самая важная мысль в этом обсуждении следующая: пусть всякий раз наблюдая за малышом Вас переполняет любовь, забота, теплота общения, пусть Ваш малыш будет самым любимым и особенным для Вас, наслаждайтесь первым годиком жизни Вашего крохи.
- Нормы роста детей. Приложение к журналу «Acta Paediatrica» 2006; 95:5-101.
- Нагаева, Т. А. Физическое развитие детей и подростков: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 060103 65 - "Педиатрия" / Т.А. Нагаева, Н.И. Басарева, Д.А. Пономарева ; Сибирский медицинский университет Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2011. - 101 с.
- Кильдиярова Р.Р. Педиатру на каждый день [Электронный ресурс] / Р. Р. Кильдиярова - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 192 с.
- Детские болезни: учебник / ред. А. А. Баранов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 1008 с.
- Берк, Л. Е. Развитие ребенка: пер. с англ. / Л. Е. Берк. - 6-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 1056 с.
![Обучающие предметы и игры](/new/f/img/pixel.png)
и получите доступ ко всем его преимуществам!
![Мама и ребенок Мама и ребенок](/new/f/img/image-preview.jpg)
![Мама и ребенок Мама и ребенок](/new/f/img/image-preview-m.png)
уже на вашем счету!
![](/new/f/img/babymania/games/modal-img-1-1.png)
![](/new/f/img/babymania/games/modal-img-1-2.png)
![](/new/f/img/babymania/games/modal-img-2.png)
![](/new/f/img/babymania/games/modal-img-2.png)
![](/new/f/img/babymania/games/modal-img-3.png)
Если у вас остались вопросы, свяжитесь удобным способом с нашей Линией Заботы
![](/new/f/img/babymania/games/modal-img-2.png)
Если у вас остались вопросы, свяжитесь удобным способом с нашей Линией Заботы
![](/new/f/img/babymania/games/modal-img-2.png)
![](/new/f/img/babymania/games/modal-img-2.png)