Поговорим об основных фактах о развитии малыша с рождения до года. Так, нормальный рост является одним из главных признаков здоровья грудного ребенка. Специалисты оценивают вес детей по возрасту в соответствии с нормами роста и массы тела, которые были разработаны ВОЗ. Новые нормы роста, представленные в виде графиков, были опубликованы ВОЗ в 2006 году и стали доступны специалистам и всем лицам, осуществляющим уход за детьми. Графики роста детей до года показывают, что дети в любом регионе мира при наличии правильной практики кормления, надлежащего ухода за их здоровьем и безопасной окружающей среды способны достичь одинакового уровня роста, массы тела и общего развития. На сайте ВОЗ и нашем сайте прибавки массы и роста малыша представлены для Вашего удобства в виде таблиц по возрастам и полу.
Как оценивать развитие ребенка по таблицам.
Прежде всего специалист смотрит, чтобы параметры развития новорожденного малыша по месяцам не выходили за пределы средних значений — это так называемая «золотая середина», абсолютно нормально, если Ваш малыш имеет параметры массы и роста в пределах т.н. «выше среднего» и «ниже среднего», что касается «низких» и «высоких» значений, то для таких малышей важно, чтобы все остальные «навыки и умения» соответствовали возрасту, в этом случае конкретные цифры массы и роста являются его индивидуальной особенностью.
Конечно, возможны ситуации, когда может потребоваться помощь специалиста, но у практически здорового малыша такие ситуации крайне редки.
На сайте ВОЗ, в мобильных приложениях динамика прибавки роста им массы представлена графически. Такие графики набора веса и роста могут быть вложены для удобства в амбулаторную карту ребенка или его историю болезни. Кроме графического отражения параметров развития малыша эксперты ВОЗ представили таблицы, в которых отражены показатели роста и веса по месяцам, и они также могут использоваться для оценки физического развития малыша.
Почему стали неактуальными прежние нормы развития ребенка до года, и родители очень часто говорят о том, что рост и масса их малыша «не соответствуют никаким нормам»?
Дело в том, что существовавшие ранее показатели веса грудного ребенка по месяцам были разработаны на основании данных о физическом развитии большого количества детей, которые имели разные варианты вскармливания. А эксперты ВОЗ для разработки новых норм роста инициировали крупномасштабное исследование, включив в него детей, находящихся в своего рода «идеальных» условиях, и получили эталонные показатели физического развития детей. Как известно, темпы роста напрямую зависят от практики вскармливания.
Показатели психомоторного развития детей до года также были разработаны достаточно давно, но до сих пор остаются актуальными, этапы НПР и системы развития ребенка представлены в таблицах с учетом основных эпикризных сроков, т.е. условных возрастных точек в 3, 6, 9, 12 месяцев, когда доктор оценивает основные параметры развития малыша. На сегодняшний день доказано, что психическое развитие и эмоциональное развитие ребенка напрямую зависит от влияния наследственности и окружающей среды. В частности, наследственность программирует потенциал ребенка, а окружающая среда, то есть семья, влияет на то, как этот потенциал будет реализован. Это означает, что те показатели, которые Вы видите в таблице Ваш малыш реализует в том случае, если с ним постоянно заниматься, разговаривать, соблюдать режим дня грудничка, не использовать гаджеты.
А формирование навыков и умений, развитие речи, все, что отражено в календаре развития ребенка, безусловно, напрямую будет зависеть от активности родителей.
Дети до года развитие по месяцам в основные эпикризные сроки
Календарь развития ребенка в 3 месяца
Нормы для мальчика | Рост (см) | Вес (кг) |
---|---|---|
Низкий | Ниже 59,0 | Ниже 5,5 |
Ниже среднего | 59,0-60,1 | 5,5-5,9 |
Средний | 60,2-63,0 | 6,0-6,9 |
Выше среднего | 63,1-64,2 | 7,0-7,5 |
Высокий | Выше 64,2 | Выше 7,5 |
Нормы для девочки | Рост (см) | Вес (кг) |
Низкий | Ниже 57,3 | Ниже 5,0 |
Ниже среднего | 57,3-58,4 | 5,0-5,3 |
Средний | 58,5-61,3 | 5,4-6,4 |
Выше среднего | 61,4-62,7 | 6,5-6,9 |
Высокий | Выше 62,7 | Выше 6,9 |
Моторное и нервно-психическое развитие ребенка 3 месяцев
Зрительные реакции |
Фиксирует взгляд на лице взрослого, игрушке |
Слуховые реакции |
Ищет глазами издающего звуки |
Эмоции |
Комплекс оживления: в ответ на общение проявляет радость улыбкой, движениями рук, звуками |
Общие движения |
Удерживает голову в вертикальном положении, при поддержке подмышки крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах |
Движения рук |
Случайно наталкивается руками на игрушки, висящие над грудью на расстоянии около 10-15 см |
Развитие активной речи |
Произносит отдельные звуки |
Навыки |
Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и высоко подняв голову |
Календарь развития ребенка в 6 месяцев
Нормы для мальчика | Рост (см) | Вес (кг) |
---|---|---|
Низкий | 61,2-63,3 | 5,7-6,3 |
Ниже среднего | 63,3-65,5 | 6,3-7,1 |
Средний | 65,5-69,8 | 7,1-8,9 |
Выше среднего | 69,8-71,9 | 8,9-9,9 |
Высокий | 71,9-74,1 | 9,9-11,0 |
Нормы для девочки | Рост (см) | Вес (кг) |
Низкий | 58,9-61,2 | 5,1-5,7 |
Ниже среднего | 61,2-63,5 | 5,7-6,5 |
Средний | 63,5-68 | 6,5-8,3 |
Выше среднего | 68-70,3 | 8,3-9,4 |
Высокий | 70,3-72,5 | 9,4-10,6 |
Норма развития ребенка в 6 месяцев
Зрительные реакции |
Отличает своих людей от чужих. Начинает различать цвета |
Слуховые реакции |
Хорошо различает тон голоса, с которым к нему обращаются |
Эмоции |
Громко смеется |
Общие движения |
Поворачивается с живота на спину. Осваивает ползание и может подползти к игрушке. Учится сидеть без поддержки |
Движения рук |
Свободно берет игрушки в руки из разных положений. Перекладывает предметы из одной руки в другую |
Развитие активной речи |
Произносит отдельные слоги «ма», «ба». Начинается лепет, имитация речи |
Навыки |
Берет пищу губами с ложки для кормления |
Календарь развития ребенка в 9 месяцев
Нормы для мальчика | Рост (см) | Вес (кг) |
---|---|---|
Низкий | Ниже 69,2 | Ниже 7,8 |
Ниже среднего | 69,2-70,4 | 7,8-8,2 |
Средний | 70,5-73,5 | 8,3-9,6 |
Выше среднего | 73,6-74,9 | 9,7-10,3 |
Высокий | Выше 74,9 | Выше 10,3 |
Нормы для девочки | Рост (см) | Вес (кг) |
Низкий | Ниже 67,1 | Ниже 7,1 |
Ниже среднего | 67,1-68,6 | 7,1-7,5 |
Средний | 68,5-71,8 | 7,6-8,9 |
Выше среднего | 71,9-73,3 | 9,0-9,7 |
Высокий | Выше 73,3 | Выше 9,7 |
Норма развития ребенка в 9 месяцев
Зрительные реакции |
Узнает знакомые лица |
Слуховые реакции |
Совершает плясовые движения под плясовую музыку |
Эмоции |
Подражает действиям другого |
Общие движения |
Переходит от предмета к предмету слегка придерживаясь за них |
Движения руки/Действия с предметами |
Действует с предметами по-разному в зависимости от их свойств (катает, передвигает и т.д.) |
Понимаемая речь |
На вопрос «где» находит предметы, знает их местоположение. Знает свое имя. Откликается на зов. |
Развитие активной речи |
Подражает взрослому, произносит слоги, которые уже находятся в его лепете |
Навыки |
Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками. Спокойно относится к высаживанию на горшок |
Календарь развития ребенка в 12 месяцев
Нормы для мальчика | Рост (см) | Вес (кг) |
---|---|---|
Низкий | Ниже 67 | Ниже 7,0 |
Ниже среднего | 67-70 | 7,0-7,8 |
Средний | 71-80 | 8,0-12,0 |
Выше среднего | 81-83 | 12,1-13,2 |
Высокий | Выше 83 | Выше 13,2 |
Нормы для девочки | Рост (см) | Вес (кг) |
Низкий | Ниже 66 | Ниже 6,2 |
Ниже среднего | 66-68 | 6,2-6,9 |
Средний | 69-78 | 7,0-11,0 |
Выше среднего | 79-82 | 11,1-13,1 |
Высокий | Выше 82 | Выше 13,1 |
Норма развития ребенка в 12 месяцев
Зрительные реакции | |
Узнает на фотографии близких, различает контрастные формы предметов | |
Эмоции и социальное поведение | |
Протягивает игрушку другому ребенку и сопровождает это смехом или лепетом, ищет игрушку или предмет, спрятанный другим ребенком | |
Движения руки/Действия с предметами | |
Выполняет самостоятельно разученные действия с игрушками: катает, водит, кормит. Переносит разученные действия с предметом на другой | |
Общие движения | |
Ходит самостоятельно (без опоры) | |
Понимаемая речь | |
Понимает без показа названия предметов, действий, имена взрослых, выполняет поручения: «принеси», «найди», «отдай», «положи на место», понимает слово «нельзя» | |
Развитие активной речи | |
Легко подражает новым слогам, произносит 5-10 облегченных слов | |
Навыки | |
Самостоятельно пьет из чашки, держит чашку, пьет и ставит чашку |
Таким образом, мы с Вами видим динамику физического развития Вашего малыша до года и самая важная мысль в этом обсуждении следующая: пусть всякий раз наблюдая за малышом Вас переполняет любовь, забота, теплота общения, пусть Ваш малыш будет самым любимым и особенным для Вас, наслаждайтесь первым годиком жизни Вашего крохи.
- Нормы роста детей. Приложение к журналу «Acta Paediatrica» 2006; 95:5-101.
- Нагаева, Т. А. Физическое развитие детей и подростков: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 060103 65 - "Педиатрия" / Т.А. Нагаева, Н.И. Басарева, Д.А. Пономарева ; Сибирский медицинский университет Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2011. - 101 с.
- Кильдиярова Р.Р. Педиатру на каждый день [Электронный ресурс] / Р. Р. Кильдиярова - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 192 с.
- Детские болезни: учебник / ред. А. А. Баранов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 1008 с.
- Берк, Л. Е. Развитие ребенка: пер. с англ. / Л. Е. Берк. - 6-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 1056 с.