Олигосахариды грудного молока: что важно знать каждой маме
То есть, как в мире нет людей с абсолютно одинаковыми отпечатками пальцев или радужкой глаза, так нет и маминого молока с одинаковым набором олигосахаридов — у каждой мамы он свой, неповторимый. И мамино неповторимое молоко предназначается именно для ее малыша и принесет ему максимально возможную пользу.
Олигосахаридов грудного молока (можно называть еще сокращенно — ОГМ, в переводе с английского: human milk oligosaccharides — HMO, или «эйч-эм-о») очень много, и ученым удалось воссоздать некоторые из этих молекул. Одними из первых в промышленных масштабах стали получать два олигосахарида, структурно идентичных ОГМ, и добавлять их в смеси для искусственного вскармливания детей. Исследователи назвали эти молекулы ОГМ очень сложно — 2’-фукозиллактоза, а сокращенно — 2’FL, и лакто-N-неотетраоза, сокращенно — LNnT.
Почему мы так много внимания уделяем HMO, попробуем вместе разобраться.
Итак, олигосахариды, из-за отсутствия в организме специальных ферментов, поступают в толстый кишечник в неизменном виде (это последний отдел желудочно-кишечного тракта вашего крохи) и начинают там свою работу. Что же HMO делают в толстом кишечнике малыша? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, что в толстом кишечнике всегда обитает большое количество различных бактерий — называется это микробиота кишечника. Так вот, какая в кишечнике микробиота — «хорошая» или «плохая», «полезная» или «вредная», так и чувствует себя ваш малыш.
Например, если микробиота «плохая», то это может быть одной из причин кишечных колик, боли в животе, срыгиваний, сыпи на коже. А «хорошая и полезная» микробиота является залогом не только нормального пищеварения, но и защищает ребенка от инфекций и аллергии. Как же связаны между собой мамины HMO и микробиота кишечника? А очень просто: полезные бактерии «съедают» Олигосахариды, например, 2’FL и LNnT, и количество их увеличивается. Плохие же микробы не способны питаться HMO, в этом и заключается уникальность олигосахаридов.
Как известно, «хорошие соседи не любят плохих соседей», точно так же и полезные бактерии не могут жить рядом с плохими и постепенно вытесняют их. Это называется научным термином «конкурентный антагонизм». Кроме того, вредные бактерии и вирусы воспринимают олигосахариды грудного молока как рецепторы на клеточных стенках организма малыша, т.е. по сути у них происходит путаница, и они «прилипают» не к клеткам организма ребенка, а к молекулам НМО (например, 2’FL и LNnT) и выводятся из организма, не причиняя ему вреда. Так олигосахариды грудного молока «блокируют» вредные бактерии и вирусы, выполняя роль «ловушек».
Вывод, который логично напрашивается из наших рассуждений, один: НМО — это «еда» для полезной микрофлоры и «ловушки» для болезнетворных микроорганизмов. Полезная микробиота кишечника, которая растет благодаря HMO, защищает ребенка от различных инфекционных заболеваний, например, от кишечных инфекций или инфекций дыхательных путей.
И это еще только начало пути. Уникальность и функции олигосахаридов грудного молока в том, что они помогают росту полезных бактерий, а полезные бактерии вырабатывают особые вещества, которые оказывают влияние на клетки организма, ответственные за направление иммунного ответа в ответ на введение белка в организм ребенка, в результате чего формируется пищевая переносимость. В отличие от полезных бактерий, вредные бактерии вырабатывают другие вещества, противоположные по своему действию тем, что вырабатывают полезные бактерии, — они способствуют формированию иммунного ответа по типу развития аллергических реакций и развития аллергических заболеваний (атопический дерматит, аллергический ринит, бронхиальная астма). Поэтому мы говорим, что дети, не получающие грудное молоко, имеют выше риск развития аллергии, чем дети, вскармливаемые молоком мамы. И напротив, благоприятный сценарий в отношении здоровья ребенка и профилактики аллергии нам позволяют реализовать олигосахариды грудного молока, которые увеличивают количество полезных бактерий, тем самым положительно влияя на формирование пищевой переносимости.
В итоге НМО имеют следующие функции: они стимулируют рост полезной микрофлоры, полезная микрофлора обеспечивает формирование адекватной иммунной системы малыша, что проявляется в снижении частоты инфекционных заболеваний, причем как вирусных, так и бактериальных, а также снижает вероятность реализации аллергической патологии. Именно так олигосахариды обеспечивают бесценное преимущество грудного молока.
- Wiciński M, Sawicka E, Gębalski J, Kubiak K, Malinowski B. Human Milk Oligosaccharides: Health Benefits, Potential Applications in Infant Formulas, and Pharmacology. Nutrients. 2020 Jan 20;12(1):266.
- Hegar B, Wibowo Y, Basrowi RW, Ranuh RG, Sudarmo SM, Munasir Z, Atthiyah AF, Widodo AD, Supriatmo, Kadim M, Suryawan A, Diana NR, Manoppo C, Vandenplas Y. The Role of Two Human Milk Oligosaccharides, 2’-Fucosyllactose and Lacto-N-Neotetraose, in Infant Nutrition. Pediatr Gastroenterol Hepatol Nutr. 2019 Jul;22(4):330-340.
- New Research On HMOs: Enhancing Their Benefit. Nestlé Nutrition Institute.
- HMOs and gut development: What is the current evidence? Nestlé Nutrition Institute.
- Clodagh Walsh, Jonathan A. Lane, Douwe van Sinderen, Rita M. Hickey. Human milk oligosaccharides: Shaping the infant gut microbiota and supporting health. Journal of Functional Foods, Volume 72, 2020, 104074, ISSN 1756-4646.