Музыкальное развитие детей
Музыка — один из способов познания мира. Ученые считают, что музыкальные знания положительно влияют и на другие навыки — на развитие речи, умственные способности, спортивные результаты. Какую музыку надо слушать ребенку и когда?
Слуховая чувствительность и эмоциональная реакция развиваются у детей довольно рано, что позволяет органично ввести музыку в процесс развития и обучения. Возможно, вы переживаете, хорошая ли вы мама, ведь ваш кроха не засыпает под звуки «Лунной сонаты» и не собирается на прогулку в сопровождении «Полета шмеля». И вообще вы не знаете, как его музыкально развивать.
Не надо переживать! Даже если вы ничего не делаете для музыкального развития ребёнка, вы не перестаете оставаться для него Самой Лучшей Мамой На Свете. Это во-первых. Во-вторых, скорее всего, вы напеваете с ним простые детские песенки типа «Мы едем, едем, едем...» или «Голубой вагон бежит, качается...». А это уже дает ощущение ритма, темпа и рифмы. В-третьих, вы читаете эти строки и, если вы действительно хотите подружить ребенка с музыкой, вы найдете здесь несколько советов и рекомендаций.
Совет
Музыка способствует развитию речи, движений, обогащает игровую деятельность и пробуждает детские эмоции. Установлено, что дети, занимающиеся музыкой, опережают своих сверстников в развитии — как интеллектуальном, так и двигательном.
Уже с первых месяцев жизни малыш затихает или, наоборот, оживляется при звуках музыки. К концу первого года кроха реагирует на мелодию радостным гулением. Конечно, самыми лучшими звуками для него являются звуки вашего голоса. Пойте ему детские песенки, напевайте свои любимые песни. Сгодятся и песенки из детских мультфильмов или из разряда «что вижу, то пою».
Совет
Будет здорово, если вы освоите несколько колыбельных и будете укачивать под них малыша. Купайте малыша под пение, делайте ему массаж, собирайте на прогулку под звуки песенки.
Характер пения должен соответствовать движениям, интенсивности и характеру воздействия. То есть на прогулку собираемся под бодрую песенку, укачиваемся — под спокойную и мелодичную. Не помешает и прослушивание классической или народной музыки, так как именно они благотворно влияют на психоэмоциональное состояние ребенка. На этом этапе достаточно 1-2 мелодий в день.
Вы можете остановить свой выбор на специальных детских сборниках с наиболее известными произведениями или давать ребенку слушать свои любимые мелодии. Из классики хотелось бы особенно выделить произведения Моцарта. Доказано, что тональный звуковой ряд музыки Моцарта наиболее близок к тембральным окраскам человеческого голоса. А уникальные плавные тридцатисекундные переходы его музыкальных шедевров совпадают с биоритмами в полушариях головного мозга!
Важно!
Есть даже термин «эффект Моцарта», заключающийся в том, что дети, слушающие до трех лет Моцарта, становятся более способными к развитию мышления. Но это, конечно, не исключает и прослушивания Шопена, Вивальди или Чайковского.
На втором году жизни разная музыка вызывает у ребенка контрастные эмоции — от меланхоличной задумчивости до веселого оживления. Ребенок уже способен различать высокие и низкие, громкие и тихие звуки, и даже тембровую окраску. Под музыку малыш совершает различные танцевальные движения: приседает, кружится, хлопает и притопывает. Танцуйте вместе с ребенком, играйте его пальчиками, ручками, ножками, качайте на коленях. В 3-4 года ребенок уже в состоянии воспроизвести несложную мелодию или спеть песенку. Движения в танце становятся все более четкими и разнообразными.
Ближе к пяти годам ребенок уже в силах дать характеристику музыке: веселая она или грустная, быстрая или медленная, ритмичная или мелодичная. Также ребенок может определить, какой именно инструмент звучит: рояль, гитара, скрипка. Да и голос в этом возрасте становится более звонким, устойчивым и подвижным. Музыкальное развитие на этом этапе складывается из пения, игры на детских музыкальных инструментах, танцевальной деятельности.
В 6-7 лет совершенствуется вокально-слуховая координация. Ребенок может самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, прочувствовать различные нюансы настроения в музыке. Так что, чем больше разной музыки услышит ребенок, тем лучше. Разные жанры, ритм, характер, тембр, тональность подарят вашему ребенку музыкальное разнообразие и позволят определиться в предпочтениях.
Еще Платон говорил: «Музыка — это самое мощное средство, потому что ритм и гармония живут в душе человека. Музыка обогащает душу, даруя ей блаженство и озарение».
Совет
Развитие музыкальных способностей ребенка с раннего детства откроет перед ним увлекательный, богатый и радостный мир — мир музыки!
- Pino MC, Giancola M, D’Amico S. The Association between Music and Language in Children: A State-of-the-Art Review. Children (Basel). 2023 Apr 28;10(5):801.
- Classical music for babies: Will it make babies smarter? BabyCenter.
- Dumont E, Syurina EV, Feron FJM, van Hooren S. Music Interventions and Child Development: A Critical Review and Further Directions. Front Psychol. 2017 Sep 29;8:1694.
- Welch, G.F. (2002). Early Childhood Musical Development. In: Bresler, L., Thompson, C.M. (eds) The Arts in Children’s Lives. Springer, Dordrecht.
и получите доступ ко всем его преимуществам!
из SMS сообщения
уже на вашем счету!
Если у вас остались вопросы, свяжитесь удобным способом с нашей Линией Заботы
Если у вас остались вопросы, свяжитесь удобным способом с нашей Линией Заботы
из SMS сообщения