Развитие ребенка после года

Наступает время великих перемен. Малыш становится проворнее, внимательно изучает игрушки. Ему нравятся предметы, которые ставятся или вкладываются друг в друга, те, что можно собрать, а затем разобрать. Он все дольше играет самостоятельно. Ребёнок указывает на то, что хочет, или на картинки в книге. Он активно изучает мир — и каждый день открывает для себя что‑то новое.
- Физическое развитие ребенка после года
- Нервно-психическое развитие ребенка после года
- Нормы нервно-психического развития ребенка после года
- Режим дня ребенка после года
- Методики развития детей от 1 года
- Обучение независимости
- Здоровье: что нужно знать
- Красные флаги развития ребёнка после года
- Частые вопросы
Физическое развитие ребенка после года
Вес и рост — вот основные показатели, которые определяют физическое развитие ребёнка в возрасте от одного года и старше. Эти параметры будет определять педиатр при каждом плановом осмотре. Вы также можете измерить вес и рост малыша самостоятельно:

У детей в возрасте до 2 лет принято измерять рост в положении лёжа. Но если ребенок уже уверенно стоит на ногах, можно пользоваться и вертикальным ростомером.

Вес ребёнка младше 2 лет определяют с помощью чашечных или напольных весов. Взвешивают без обуви и без одежды (оставляют только трусики или пустой подгузник).
Рост мальчика и девочки после года (по данным ВОЗ)
Возраст | Рост мальчика (см) | Рост девочки (см) |
---|---|---|
1 год 1 месяц | 74,5-79,3 | 72,6-77,8 |
1 год 2 месяца | 75,6-80,5 | 73,7-79,1 |
1 год 3 месяца | 76,6-81,7 | 74,8-80,2 |
1 год 4 месяца | 77,6-82,8 | 75,8-81,4 |
1 год 5 месяцев | 78,6-83,9 | 76,8-82,5 |
1 год 6 месяцев | 79,6-85,0 | 77,8-83,6 |
1 год 7 месяцев | 80,5-86,0 | 78,8-84,7 |
1 год 8 месяцев | 81,4-87,0 | 79,7-85,7 |
1 год 9 месяцев | 82,3-88,0 | 80,6-86,7 |
1 год 10 месяцев | 83,1-89,0 | 81,5-87,7 |
1 год 11 месяцев | 83,9-89,9 | 82,3-88,7 |
2 года | 84,8-90,9 | 83,2-89,6 |
Вес мальчика и девочки после года (по данным ВОЗ)
Возраст | Вес мальчика (кг) | Вес девочки (кг) |
---|---|---|
1 год 1 месяц | 8,8-11,0 | 8,1-10,4 |
1 год 2 месяца | 9,0-11,3 | 8,3-10,6 |
1 год 3 месяца | 9,2-11,5 | 8,5-10,9 |
1 год 4 месяца | 9,4-11,7 | 8,7-11,1 |
1 год 5 месяцев | 9,6-12,0 | 8,9-11,4 |
1 год 6 месяцев | 9,8-12,2 | 9,1-11,6 |
1 год 7 месяцев | 10,0-12,5 | 9,2-11,8 |
1 год 8 месяцев | 10,1-12 7 | 9,4-12,1 |
1 год 9 месяцев | 10,3-12,9 | 9,6-12,3 |
1 год 10 месяцев | 10,5-13,2 | 9,8-12,5 |
1 год 11 месяцев | 10,7-13,4 | 10.0-12,8 |
2 года | 10,8-13,6 | 10,2-13,0 |
В таблице представлен средний рост и вес мальчиков и девочек в возрасте от 1 до 2 лет. Отклонения в ту или иную сторону не всегда говорят о патологии и могут быть обусловлены генетически.
Рост и вес ребёнка после года увеличиваются не так быстро, как в первые 12 месяцев. Мальчики в среднем опережают девочек на 2 см в росте и на 1–2 кг в весе.
Нервно-психическое развитие ребенка после года
После года ребёнок активно осваивает окружающий мир — и чем больше он узнает, тем сильнее ему хочется пощупать, потрогать, подержать, понять. Ему нравится следить за вами, повторять движения и выражение лица. Малыш по‑своему принимает активное участие в жизни семьи. Не бойтесь поручать ему то, что он может сделать. Он будет очень горд собой, показав вам, что справился с заданием.
После года развитие ребёнка идёт очень активно. Малыш удивляет и радует родителей своей сообразительностью и любознательностью. Так, например, кроха уже видит связь между действиями взрослых и теми последствиями, к которым эти действия приводят. Малыш пытается повторять за родителями: щёлкнуть выключателем и включить лампу, нажать на кнопку телевизора и увидеть интересные картинки. Когда он добивается успеха, то с удовольствием демонстрирует взрослым свои навыки.
Совет
Когда кроха уже достаточно подрос для того, чтобы ему захотелось во всем быть самостоятельным, существует ещё мало дел, которые вы можете ему поручить. Но даже если вы смирились с его «самоопределением», помните: даже очень бойкого ребёнка, только начавшего ходить, ни в коем случае нельзя оставлять без присмотра. Поэтому обязательно оставайтесь в пределах досягаемости.
Годовалый малыш понимает и выполняет огромное количество инструкций: он охотно откликается на просьбы: «дай мячик», «покажи бабушке мишку», "пойдём гулять«. Чем больше вы общаетесь ребёнком, чем больше «задач» перед ним ставите, тем быстрее он развивается.
В этот период малыш хорошо различает эмоциональную окраску речи взрослого. Например, убедительно произнесённое родительское «нельзя» уже имеет для него весомую силу. Ещё один сюрприз — о своих потребностях кроха теперь заявляет не плачем, а вполне «по‑взрослому» пытается объяснить, что ему в данный момент нужно. Некоторые детки выражают свои желания, произнося различные слоги и их сочетания, другие используют язык жестов, а также иные невербальные способы выражения своих мыслей (например, мычание).

Нормы нервно-психического развития ребенка после года
Если заглянуть в календарь развития ребёнка, можно увидеть, что он умеет делать:
В первый год жизни ребёнка в календаре развития указывались его навыки с интервалом в один месяц. Не удивительно, ведь в этот период малыш развивается очень быстро — и каждый месяц узнает что‑то новое. Чем старше он становится, тем медленнее идёт этот процесс — но тем больше откладывается в сознании ребёнка.
- Различает отдельные предметы по форме, может выделить куб или шар.
- Играет с другими детьми: например, протягивает игрушку, сопровождая свои действия лепетом или смехом.
- Самостоятельно играет с игрушками, выполняет с ними различные действия.
- Понимает названия отдельных предметов, знает слово «нельзя», выполняет несложные поручения.
- Узнает знакомых людей на фотографиях.
- Самостоятельно играет с игрушками, выполняет с ними различные действия.
- Самостоятельно ходит.
- Легко подражает отдельным слогам и произносит 5-10 слов.
- Самостоятельно пьёт из чашки.
В 1 год и 2 месяца навыки малыша совершенствуются. В этом возрасте ребёнок быстро обучается. Он активно познает окружающий мир, поэтому очень важно уделять крохе много внимания: читать стихи и сказки, играть в развивающие игры, слушать вместе с ним музыку.
С года этапы развития ребёнка разделают на интервалы длиной в три месяца. И педиатра теперь нужно посещать реже — при условии, что малыш здоров.
- Играет самостоятельно или с другими детьми.
- Воспроизводит в игре разученные действия — например, кормит куклу с ложечки, собирает пирамидку.
- Самостоятельно ест густую кашу ложкой.
- Различает два разных по величине предмета — например, маленький и большой мяч.
- Долго ходит самостоятельно, меняет положение тела: садится и встаёт.
- Лепечет и использует облегчённые слова: «мама», «дай», «бах» и др.
В возрасте 1 год и 4 месяца у ребёнка значительно увеличивается запас понимаемых слов. Вам может показаться, что он знает все, о чём вы говорите — но пока не может выразить все свои мысли словами. Разговаривайте с малышом: на прогулке рассказывайте все, что видите вокруг, при кормлении — сопровождайте свои действия словами. Поощряйте малыша говорить: например, если он хочет взять яблоко со стола, пусть скажет: «Дай!».
Вот какие особенности развития ребёнка после года и шести месяцев стоит помнить:
- Умеет сопоставлять предметы по форме и величине. Например, подбирает кубики — к кубикам.
- Движения становятся более координированными. Теперь ребёнок не просто ходит, но может перешагнуть через лежащие на полу предметы и др.
- Называет отдельные предметы словами — обычно в состоянии удивления, радости или других сильных эмоций.
- Воспроизводит действия, которые часто видит в повседневной жизни — кормит и умывает куклу, катает коляску и др.
- По слову находит несколько предметов, похожих по значению, но разных по цвету и величине. Например, если вы попросите малыша принести мяч, он может дать вам два мяча — синего и красного цветов, выбрав их среди других игрушек.
- Самостоятельно ест жидкую и твёрдую пищу ложкой.
Еще спустя три месяца у малыша появляются новые умения.
- Играя, различает разные по величине и цвету предметы.
- Может ходить на небольшой высоте от пола (15–20 см) — например, играя на детской площадке.
- Может раздеться с помощью взрослого.
- Говорит предложениями из двух слов.
- Охотно отвечает на вопросы взрослого — например, при рассматривании картинок в книге.
Именно сейчас у малыша появляется желание делать все самостоятельно. Родителям нужно это ценить и всячески поощрять своё чадо. Если кроха пытается снять кофточку, похвалите его и немного помогите — через некоторое время он прекрасно справится с этой задачей сам. Начинайте приучать ребёнка класть игрушки на свои места: хотя бы одну, самую любимую. Ребёнок охотно будет выполнять просьбы взрослых, ведь так он сможет продемонстрировать родителям свои навыки и умения.
В возрасте двух лет малыш:
- Ориентируется в игрушках, различает их по цветам, форме и размерам, может подобрать что‑то по запросу — например, принести все мячики, все красные игрушки и др.
- Воспроизводит в игре логически связанные действия. Например, сначала купает куклу, а затем её вытирает и укладывает спать.
- Уверенно ходит, перешагивает через препятствия.
- Общаясь со взрослыми, строит слова из 2–3 предложений. Задаёт вопросы: куда, где?
- Пытается самостоятельно одеваться и успешно это делает с помощью взрослого.
Режим дня ребенка после года
Ребёнок в возрасте 1–2 года спит 12–14 часов в сутки. Как правило, дети уже могут спать спокойно всю ночь, не просыпаясь. Конечно, этот навык придёт не сразу. Например, ребёнок в год и 2 месяца, возможно, ещё станет будить вас по ночам, тогда как всего лишь спустя полгода будет крепко спать всю ночь. В возрасте 1,5–2 лет малыш, как правило, спит днём только один раз. Продолжительность дневного сна составляет 1,5–2,5 часа. У малыша уже устанавливается собственный режим, и сбивать его без веской причины не рекомендуется.
Методики развития детей от 1 года
После года у малышей появляется интерес к бумаге и карандашам. Помогите освоить эти новые, удивительные для него вещички. Покажите, как правильно держать карандаш и как им пользоваться: возьмите чистый лист бумаги и нарисуйте несколько простых фигур. Кроха с удивлением будет наблюдать, как из-под вашей руки появляется цветочек или домик, а потом потребует отдать ему карандаш и нарисует свой первый «шедевр».
Сначала в этих рисунках будет сложно различить узнаваемые фигуры. Скорее, это будут каракули, но сколько радости они будут приносить вашему крохе и вам! Лучше всего купить специальные карандаши для детей такого возраста — восковые, они не ломаются, не имеют острых концов и совершенно безвредны — даже если ребёнок попробует карандаш на вкус, что ваш непоседа обязательно попытается сделать.
Особый интерес у детей вызывают животные и различные движущиеся предметы. Если вы попросите малыша, он с удовольствием покажет вам, как лает собачка, мяукает кошечка, или какой звук издаёт машина.
Совет
Игры тоже становятся всё более осмысленными: период беспорядочного бросания сменился периодом созидания. Первое творение — башня из двух, а может быть, даже из трёх кубиков.
Обучение независимости
Возможно, вы уже увидели признаки «пробуждающегося самосознания». Непоседа хватает ложку во время еды, пытается снять носки сразу же после того, как вы их ему надели, переворачивает и мнёт страницы своей любимой книги. Все это — абсолютно нормальные шаги к независимости. И хотя предоставлять ребёнку самостоятельность рискованно, а иногда и утомительно (ведь он действует так неуклюже!), потом вам придётся возиться с малышом гораздо больше, если вы сейчас будете ограничивать его инициативу.
В современном мире обучать ребёнка новым навыкам могут не только родители, но и специально обученные педагоги. Существует множество школ развития детей от 1 года. В них малышей учат навыкам игры и взаимодействия с окружающим миром. Занятия проходят в форме игры и не отнимают много времени, но помогают ребёнку лучше развиваться и изучать окружающее пространство.
Здоровье: что нужно знать
Один из ключевых вопросов, которые волнуют родителей годовалых малышей — это молочные зубы. Они растут, зачастую причиняют дискомфорт, требуют особого внимания и ухода. К году у ребёнка должно быть 8 зубов — по четыре на верхней и нижней челюсти. Но и отклонения в любую сторону в этом возрасте допустимы. Если у малыша прорезались только 2–4 зуба или, напротив, выросло больше 10 зубов — проконсультируйтесь с детским стоматологом. В большинстве случаев это — вариант нормы и особенность развития ребёнка, но наблюдение врача не помешает.
После года малыш научился жевать небольшие, не слишком твёрдые кусочки. Он все хочет кушать сам, пальчиками или ложкой. Поскольку ребёнок уже разжёвывает небольшие кусочки пищи, за столом он чувствует себя гораздо увереннее. Конечно, он хочет кушать то же, что и мама, но его потребности пока отличаются от ваших, и рацион должен быть другим.
Если вас что‑то беспокоит в поведении или состоянии вашего малыша — не откладывайте визит к врачу. Консультируйтесь с педиатром по всем возникающим вопросам. Берегите здоровье вашего ребёнка!
Важно
Большинство возникающих болезней можно предупредить или по меньшей мере снизить негативные последствия их развития, если вовремя обратиться к врачу.
Красные флаги развития ребёнка после года
Прежде всего стоит сказать, что задержки в развитии ребёнка может определить только специалист. Ни в коем случае нельзя самостоятельно ставить малышу диагноз, тем более начинать предпринимать какие‑либо действия, чтобы исправить проблему. Однако существует статистика по ключевым навыкам детей в разном возрасте, и если прогресс малыша отличается от неё, необходимо сообщить об этом педиатру во время следующего визита.
Ниже приведены некоторые красные флаги развития ребёнка после года и до 3 лет. Если на какой‑либо пункт можно дать положительный ответ, это означает, что в освоении данного навыка малыш отстаёт от 75% детей своего возраста, что может быть проблемой.
- не играет в ладушки;
- не говорит маме «мама» или не называет её каким-то другим особым словом;
- не понимает слово «нет»;
- не встаёт из положения сидя;
- не умеет брать предметы, зажимая их большим и указательным пальцем.
- не хлопает в ладоши, когда радуется;
- не любит обниматься и целоваться;
- не умеет складывать пирамидку из двух кубиков;
- не пытается говорить никаких слов, кроме «мама» и «папа»;
- не может сделать несколько шагов самостоятельно.
- не показывает пальчиком на интересующие его вещи;
- не любит рассматривать картинки в книжках;
- не просовывает руки в рукава, когда его одевают;
- не копирует действия родителей по уборке, приготовлению еды и т.п.;
- не рисует каракули;
- не пробует есть ложкой;
- не забирается на диван или кресло самостоятельно.
- когда пробует сделать что-то новое, не смотрит на вас, чтобы понять реакцию;
- не знает и не показывает хотя бы две части тела;
- не говорит ни одной фразы из двух слов, например, «хочу пить»;
- не разыгрывает простые сценки с игрушками (покормить куклу и т.п.);
- не пинает мячик;
- не пытается бегать;
- не может сделать несколько шагов по ступенькам сам или с помощью взрослых;
- не умеет есть ложкой.
- говорит значительно менее 50 слов;
- не может назвать знакомые вещи, когда ему показывают их на картинке;
- не знает местоимения «я», «мой», «ты»;
- не демонстрирует простые навыки решения проблем, такие как забраться на стульчик, чтобы достать что-то, лежащее на столе;
- не умеет выполнять указания из двух действий, например: «Положи игрушку и подойди ко мне»;
- не знает ни одного цвета.
- плачет более 10 минут, если вы уходите, например, оставляете его в детском саду;
- не играет с другими детьми;
- не использует вопросительные слова «кто», «что», «где», «когда»;
- не может назвать своё имя;
- не может нарисовать круг;
- не способен надеть штаны на резинке или другие предметы одежды, которые не нужно застёгивать или завязывать;
- не умеет пользоваться вилкой.
Частые вопросы
Действительно, в среднем дети начинают ходить в 12 месяцев жизни. Однако некоторые осваивают этот навык значительно раньше, например, около 3% малышей умеют ходить уже в 9 месяцев. С другой стороны, около 25% детей делают первые шаги в 13 месяцев, около 10% — в 14,5 месяцев, около 3% — в 16 месяцев. Любой из этих случаев может быть вариантом нормы, потому что график развития каждого ребёнка индивидуален.
Иногда малыши могут отставать в освоении определённых навыков, но потом догоняют своих сверстников. Только специалист способен оценить развитие ребёнка и дать заключение, имеются ли с этим какие‑либо проблемы. Не нужно накручивать себя и тем более пытаться самостоятельно что‑то исправить.
Многие симптомы отклонений в развитии могут заметить только родители, которые постоянно находятся рядом с малышом. Обязательно сообщайте педиатру о любых особенностях поведения ребёнка, которые вас настораживают. Главное в коррекции развития ребёнка — начать её как можно раньше после выявления проблемы.
В зависимости от того, в чём именно проблема, это может быть логопед, невролог, физиотерапевт, детский психолог и доктора других специальностей. В любом случае всё начинается с педиатра, который определяет, к какой медицинской области относится проблема, и выписывает направление к врачу соответствующего профиля.
- Оценка физического развития детей и подростков. Методические рекомендации, Москва, 2017.
- Арутюнян К.А., Бабцева А.Ф., Романцова Е.Б. Физическое развитие ребенка. Учебное пособие, 2011.
- Нормы для оценки роста детей ВОЗ.
- Физическое и нервно-психическое развитие детей раннего возраста. Учебно-методическое пособие для медицинских сестер и фельдшеров. 2-е издание, переработанное и дополненное. Омск, 2017.
- Jennifer M. Zubler, Lisa D. Wiggins, Michelle M. Macias, Toni M. Whitaker, Judith S. Shaw, Jane K. Squires, Julie A. Pajek, Rebecca B. Wolf, Karnesha S. Slaughter, Amber S. Broughton, Krysta L. Gerndt, Bethany J. Mlodoch, Paul H. Lipkin; Evidence-Informed Milestones for Developmental Surveillance Tools. Pediatrics March 2022; 149 (3): e2021052138.
- WHO Multicentre Growth Reference Study Group. WHO Motor Development Study: Windows of achievement for six gross motor development milestones. Acta Paediatrica Supplement 2006;450:86—95.
и получите доступ ко всем его преимуществам!




из SMS сообщения
уже на вашем счету!





Если у вас остались вопросы, свяжитесь удобным способом с нашей Линией Заботы

Если у вас остались вопросы, свяжитесь удобным способом с нашей Линией Заботы


из SMS сообщения