Развитие ребенка после года
Наступает время великих перемен. Малыш становится проворнее, внимательно изучает игрушки. Ему нравятся предметы, которые ставятся или вкладываются друг в друга, те, что можно собрать, а затем разобрать. Он все дольше играет самостоятельно. Ребенок указывает на то, что хочет, или на картинки в книге. Он активно изучает мир — и каждый день открывает для себя что-то новое.
Физическое развитие ребенка после года
Вес и рост — вот основные показатели, которые определяют физическое развитие ребенка в возрасте от одного года и старше. Эти параметры будет определять педиатр при каждом плановом осмотре. Вы также можете измерить вес и рост малыша самостоятельно:
- У детей в возрасте до 2 лет принято измерять рост в положении лежа. Но если ребенок уже уверенно стоит на ногах, можно пользоваться и вертикальным ростомером.
- Вес ребенка младше 2 лет определяют с помощью чашечных или напольных весов. Взвешивают без обуви и без одежды (оставляют только трусики или пустой подгузник).
Рост мальчика (в см) после года (по данным ВОЗ)
Возраст | Рост (см) |
---|---|
1 год 1 месяц | 74,5-79,3 |
1 год 2 месяца | 75,6-80,5 |
1 год 3 месяца | 76,6-81,7 |
1 год 4 месяца | 77,6-82,8 |
1 год 5 месяцев | 78,6-83,9 |
1 год 6 месяцев | 79,6-85,0 |
1 год 7 месяцев | 80,5-86,0 |
1 год 8 месяцев | 81,4-87,0 |
1 год 9 месяцев | 82,3-88,0 |
1 год 10 месяцев | 83,1-89,0 |
1 год 11 месяцев | 83,9-89,9 |
2 года | 84,8-90,9 |
Рост девочки (в см) после года (по данным ВОЗ)
Возраст | Рост (см) |
---|---|
1 год 1 месяц | 72,6-77,8 |
1 год 2 месяца | 73,7-79,1 |
1 год 3 месяца | 74,8-80,2 |
1 год 4 месяца | 75,8-81,4 |
1 год 5 месяцев | 76,8-82,5 |
1 год 6 месяцев | 77,8-83,6 |
1 год 7 месяцев | 78,8-84,7 |
1 год 8 месяцев | 79,7-85,7 |
1 год 9 месяцев | 80,6-86,7 |
1 год 10 месяцев | 81,5-87,7 |
1 год 11 месяцев | 82,3-88,7 |
2 года | 83,2-89,6 |
Вес мальчика (в кг) после года (по данным ВОЗ)
Возраст | Вес (кг) |
---|---|
1 год 1 месяц | 8,8-11,0 |
1 год 2 месяца | 9,0-11,3 |
1 год 3 месяца | 9,2-11,5 |
1 год 4 месяца | 9,4-11,7 |
1 год 5 месяцев | 9,6-12,0 |
1 год 6 месяцев | 9,8-12,2 |
1 год 7 месяцев | 10,0-12,5 |
1 год 8 месяцев | 10,1-12 7 |
1 год 9 месяцев | 10,3-12,9 |
1 год 10 месяцев | 10,5-13,2 |
1 год 11 месяцев | 10,7-13,4 |
2 года | 10,8-13,6 |
Вес девочки (в кг) после года (по данным ВОЗ)
Возраст | Вес (кг) |
---|---|
1 год 1 месяц | 8,1-10,4 |
1 год 2 месяца | 8,3-10,6 |
1 год 3 месяца | 8,5-10,9 |
1 год 4 месяца | 8,7-11,1 |
1 год 5 месяцев | 8,9-11,4 |
1 год 6 месяцев | 9,1-11,6 |
1 год 7 месяцев | 9,2-11,8 |
1 год 8 месяцев | 9,4-12,1 |
1 год 9 месяцев | 9,6-12,3 |
1 год 10 месяцев | 9,8-12,5 |
1 год 11 месяцев | 10.0-12,8 |
2 года | 10,2-13,0 |
В таблице представлен средний рост и вес мальчиков и девочек в возрасте от 1 до 2 лет. Отклонения в ту или иную сторону не всегда говорят о патологии и могут быть обусловлены генетически.
Рост и вес ребенка после года увеличиваются не так быстро, как в первые 12 месяцев. Мальчики в среднем опережают девочек на 2 см в росте и на 1-2 кг в весе.
Нервно-психическое развитие ребенка после года
После года ребенок активно осваивает окружающий мир — и чем больше он узнает, тем сильнее ему хочется пощупать, потрогать, подержать, понять. Ему нравится следить за вами, повторять движения и выражение лица. Малыш по-своему принимает активное участие в жизни семьи. Не бойтесь поручать ему то, что он может сделать. Он будет очень горд собой, показав вам, что справился с заданием.
После года развитие ребенка идет очень активно. Малыш удивляет и радует родителей своей сообразительностью и любознательностью. Так, например, кроха уже видит связь между действиями взрослых и теми последствиями, к которым эти действия приводят. Малыш пытается повторять за родителями: щелкнуть выключателем и включить лампу, нажать на кнопку телевизора и увидеть интересные картинки. Когда он добивается успеха, то с удовольствием демонстрирует взрослым свои навыки.
Совет
Когда кроха уже достаточно подрос для того, чтобы ему захотелось во всем быть самостоятельным, существует еще мало дел, которые вы можете ему поручить. Но даже если вы смирились с его «самоопределением», помните: даже очень бойкого ребенка, только начавшего ходить, ни в коем случае нельзя оставлять без присмотра. Поэтому обязательно оставайтесь в пределах досягаемости.
Годовалый малыш понимает и выполняет огромное количество инструкций: он охотно откликается на просьбы: «дай мячик», «покажи бабушке мишку», «пойдем гулять». Чем больше вы общаетесь с ребенком, чем больше «задач» перед ним ставите, тем быстрее он развивается.
В этот период малыш хорошо различает эмоциональную окраску речи взрослого. Например, убедительно произнесенное родительское «нельзя» уже имеет для него весомую силу. Ещё один сюрприз — о своих потребностях кроха теперь заявляет не плачем, а вполне «по-взрослому» пытается объяснить, что ему в данный момент нужно. Некоторые детки выражают свои желания, произнося различные слоги и их сочетания, другие используют язык жестов, а также иные невербальные способы выражения своих мыслей (например, мычание).
Нормы нервно-психического развития ребенка после года
Если заглянуть в календарь развития ребенка, можно увидеть, что он умеет делать:
1 год
В первый год жизни ребенка в календаре развития указывались его навыки с интервалом в один месяц. Не удивительно, ведь в этот период малыш развивается очень быстро — и каждый месяц узнает что-то новое. Чем старше он становится, тем медленнее идет этот процесс — но тем больше откладывается в сознании ребенка.
В возрасте 1 год и 1 месяц ребенок:
- Различает отдельные предметы по форме, может выделить куб или шар.
- Играет с другими детьми: например, протягивает игрушку, сопровождая свои действия лепетом или смехом.
- Самостоятельно играет с игрушками, выполняет с ними различные действия.
- Понимает названия отдельных предметов, знает слово «нельзя», выполняет несложные поручения.
- Узнает знакомых людей на фотографиях.
- Самостоятельно играет с игрушками, выполняет с ними различные действия.
- Самостоятельно ходит.
- Легко подражает отдельным слогам и произносит 5-10 слов.
- Самостоятельно пьет из чашки.
В 1 год и 2 месяца навыки малыша совершенствуются. В этом возрасте ребенок быстро обучается. Он активно познает окружающий мир, поэтому очень важно уделять крохе много внимания: читать стихи и сказки, играть в развивающие игры, слушать вместе с ним музыку.
1 год 3 месяца
С года этапы развития ребенка разделают на интервалы длиной в три месяца. И педиатра теперь нужно посещать реже — при условии, что малыш здоров.
- Играет самостоятельно или с другими детьми.
- Воспроизводит в игре разученные действия — например, кормит куклу с ложечки, собирает пирамидку.
- Самостоятельно ест густую кашу ложкой.
- Различает два разных по величине предмета — например, маленький и большой мяч.
- Долго ходит самостоятельно, меняет положение тела: садится и встает.
- Лепечет и использует облегченные слова: «мама», «дай», «бах» и др.
В возрасте 1 год и 4 месяца у ребенка значительно увеличивается запас понимаемых слов. Вам может показаться, что он знает все, о чем вы говорите — но пока не может выразить все свои мысли словами. Разговаривайте с малышом: на прогулке рассказывайте все, что видите вокруг, при кормлении — сопровождайте свои действия словами. Поощряйте малыша говорить: например, если он хочет взять яблоко со стола, пусть скажет: «Дай!».
1 год 6 месяцев
Вот какие особенности развития ребенка после года и шести месяцев стоит помнить:
- Умеет сопоставлять предметы по форме и величине. Например, подбирает кубики — к кубикам.
- Движения становятся более координированными. Теперь ребенок не просто ходит, но может перешагнуть через лежащие на полу предметы и др.
- Называет отдельные предметы словами — обычно в состоянии удивления, радости или других сильных эмоций.
- Воспроизводит действия, которые часто видит в повседневной жизни — кормит и умывает куклу, катает коляску и др.
- По слову находит несколько предметов, похожих по значению, но разных по цвету и величине. Например, если вы попросите малыша принести мяч, он может дать вам два мяча — синего и красного цветов, выбрав их среди других игрушек.
- Самостоятельно ест жидкую и твердую пищу ложкой.
1 год 9 месяцев
Еще спустя три месяца у малыша появляются новые умения:
Вот как происходит развитие ребенка в 1 год и 3 месяца:
- Играя, различает разные по величине и цвету предметы.
- Может ходить на небольшой высоте от пола (15-20 см) — например, играя на детской площадке.
- Может раздеться с помощью взрослого.
- Говорит предложениями из двух слов.
- Охотно отвечает на вопросы взрослого — например, при рассматривании картинок в книге.
Именно сейчас у малыша появляется желание делать все самостоятельно. Родителям нужно это ценить и всячески поощрять свое чадо. Если кроха пытается снять кофточку, похвалите его и немного помогите — через некоторое время он прекрасно справится с этой задачей сам. Начинайте приучать ребенка класть игрушки на свои места: хотя бы одну, самую любимую. Ребенок охотно будет выполнять просьбы взрослых, ведь так он сможет продемонстрировать родителям свои навыки и умения.
2 года
В возрасте двух лет малыш:
- Ориентируется в игрушках, различает их по цветам, форме и размерам, может подобрать что-то по запросу — например, принести все мячики, все красные игрушки и др.
- Воспроизводит в игре логически связанные действия. Например, сначала купает куклу, а затем ее вытирает и укладывает спать.
- Уверенно ходит, перешагивает через препятствия.
- Общаясь со взрослыми, строит слова из 2-3 предложений. Задает вопросы: куда, где?
- Пытается самостоятельно одеваться и успешно это делает с помощью взрослого.
Режим дня ребенка после года
Ребенок в возрасте 1-2 года спит 12-14 часов в сутки. Как правило, дети уже могут спать спокойно всю ночь, не просыпаясь. Конечно, этот навык придет не сразу. Например, ребенок в год и 2 месяца, возможно, еще станет будить вас по ночам, тогда как всего лишь спустя полгода будет крепко спать всю ночь. В возрасте 1,5-2 лет малыш, как правило, спит днем только один раз. Продолжительность дневного сна составляет 1,5-2,5 часа. У малыша уже устанавливается собственный режим, и сбивать его без веской причины не рекомендуется.
Методики развития детей от 1 года
После года у малышей появляется интерес к бумаге и карандашам. Помогите освоить эти новые, удивительные для него вещички. Покажите, как правильно держать карандаш и как им пользоваться: возьмите чистый лист бумаги и нарисуйте несколько простых фигур. Кроха с удивлением будет наблюдать, как из-под вашей руки появляется цветочек или домик, а потом потребует отдать ему карандаш и нарисует свой первый «шедевр».
Сначала в этих рисунках будет сложно различить узнаваемые фигуры. Скорее, это будут каракули, но сколько радости они будут приносить вашему крохе и вам! Лучше всего купить специальные карандаши для детей такого возраста — восковые, они не ломаются, не имеют острых концов и совершенно безвредны — даже если ребенок попробует карандаш на вкус, что ваш непоседа обязательно попытается сделать.
Особый интерес у детей вызывают животные и различные движущиеся предметы. Если вы попросите малыша, он с удовольствием покажет вам, как лает собачка, мяукает кошечка, или какой звук издает машина.
Игры тоже становятся всё более осмысленными: период беспорядочного бросания сменился периодом созидания. Первое творение — башня из двух, а может быть, даже из трех кубиков.
Обучение независимости
Возможно, вы уже увидели признаки «пробуждающегося самосознания». Непоседа хватает ложку во время еды, пытается снять носки сразу же после того, как вы их ему надели, переворачивает и мнет страницы своей любимой книги. Все это — абсолютно нормальные шаги к независимости. И хотя предоставлять ребенку самостоятельность рискованно, а иногда и утомительно (ведь он действует так неуклюже!), потом вам придется возиться с малышом гораздо больше, если вы сейчас будете ограничивать его инициативу.
Разрешите малышу почистить зубы зубной щеткой, подходящего размера. Покажите, как вы сами чистите зубы, и юный подражатель попытается сделать то же. Не ожидайте немедленного успеха — это наука, которая требует времени.
Разрешите ребенку самостоятельно вымыть руки. Пододвиньте стул, на котором сидит малыш, к раковине, пустите несильную струю теплой воды и покажите как дозировать жидкое мыло. Густая пена превращает мытье рук в развлечение.
Разрешите ребенку есть самостоятельно. Вероятно, вы уже давали ребенку в ручки что-то съедобное. Теперь можно разрешить ему эксперименты с ложкой. Лучше всего подходит для этого густая пища: предложите малышу его любимый йогурт, в который добавлена каша. Дайте ребенку пару детских ложек, и пусть он ест сам. Не удивляйтесь, если он попытается брать пищу руками. Будьте готовы к беспорядку!
Разрешите ребенку убирать свои игрушки. Если вы будете веселы, наводя порядок, малыш подумает, что это превосходная забава. Пойте какую-нибудь «песенку для уборки» каждый раз, когда вы расставляете все по местам, и вскоре ребенок будет вам с удовольствием подпевать. Похвалите его за успехи, выделите дополнительное время для самостоятельных занятий, подавите искушение ему помочь и... возьмите фотоаппарат, сделайте фото и видео, чтобы запечатлеть старания своего крохи.
В современном мире обучать ребенка новым навыкам могут не только родители, но и специально обученные педагоги. Существует множество школ развития детей от 1 года. В них малышей учат навыкам игры и взаимодействия с окружающим миром. Занятия проходят в форме игры и не отнимают много времени, но помогают ребенку лучше развиваться и изучать окружающее пространство.
Здоровье: что нужно знать
Один из ключевых вопросов, которые волнуют родителей годовалых малышей — это молочные зубы. Они растут, зачастую причиняют дискомфорт, требуют особого внимания и ухода. К году у ребенка должно быть 8 зубов — про четыре на верхней и нижней челюсти. Но и отклонения в любую сторону в этом возрасте допустимы. Если у малыша прорезались только 2-4 зуба или, напротив, выросло больше 10 зубов —проконсультируйтесь с детским стоматологом. В большинстве случаев это — вариант нормы и особенность развития ребенка, но наблюдение врача не помешает.
После года малыш научился жевать небольшие, не слишком твердые кусочки. Он все хочет кушать сам, пальчиками или ложкой. Поскольку ребенок уже разжевывает небольшие кусочки пищи, за столом он чувствует себя гораздо увереннее. Конечно, он хочет кушать то же, что и мама, но его потребности пока отличаются от ваших, и рацион должен быть другим.
Если вас что-то беспокоит в поведении или состоянии вашего малыша — не откладывайте визит к врачу. Консультируйтесь с педиатром по всем возникающим вопросам. Берегите здоровье вашего ребенка!
Большинство возникающих болезней можно предупредить или по меньшей мере снизить негативные последствия их развития, если вовремя обратиться к врачу.
- Оценка физического развития детей и подростков. Методические рекомендации, Москва, 2017.
- Арутюнян К.А., Бабцева А.Ф., Романцова Е.Б. Физическое развитие ребенка. Учебное пособие, 2011.
- Нормы для оценки роста детей ВОЗ.
- Физическое и нервно-психическое развитие детей раннего возраста. Учебно-методическое пособие для медицинских сестер и фельдшеров. 2-е издание, переработанное и дополненное. Омск, 2017.
и получите доступ ко всем его преимуществам!
из SMS сообщения
уже на вашем счету!
Если у вас остались вопросы, свяжитесь удобным способом с нашей Линией Заботы
Если у вас остались вопросы, свяжитесь удобным способом с нашей Линией Заботы
из SMS сообщения